Пример сложного предложения для игры испорченный телефон. Испорченный телефон

Конкурсы на праздниках могут быть как подвижные, так и застольные. Игры, которые можно провести, не вставая из-за стола, идеально подходят для спокойных компаний. Не все гости любят шумные конкурсы. В этом случае и выручит застольная забава «Испорченный телефон». Самое интересное, что это будет не обычный с детства конкурс в слова, а сочетание испорченного с телефона с игрой в ассоциации. Посмотрим, что из этого получится.

Дополнительный реквизит готовим заранее. Для этого распечатываем карточки с изображением и подписями различных предметов, животных. Это могут быть:

  • курица;
  • слон;
  • пляж;
  • стол;
  • коляска;
  • скакалка.

Больше никакого реквизита не потребуется. Достаточно самих участников и, желательно, хорошего слуха игроков. Конкурс проводится непосредственно за столом.

Первый участник выбирает, не глядя, карточку. И говорит шепотом соседу, сидящему рядом, что изображено на картинке. Человек должен передать по цепочке, но не само услышанное слово, а синоним к нему или ассоциацию.

Например, получится цепочка: курица – птица, несущая яйца – мама цыпленка – родственница омлета – и т.д.

По кругу игроки передают друг другу фразы-ассоциации. Когда очередь дойдет до начала круга, то есть до первого игрока, он озвучивает услышанное вслух и показывает картинку с изображением предмета, с которого начиналась цепочка ассоциаций. И чем больше игроков будет участвовать в развлечении, тем непредсказуемее и смешнее будет итоговое слово.

И если в результате из «Курицы» получится «Яйцо» или из «Стола» – «Диван», считайте, что развлечение удалось. В таком конкурсе нет проигравших или победителей, но хорошее настроение обеспечено всем.

Включите «Испорченный телефон» в сценарий взрослого Дня Рождения, например, . Подойдет развлечение и для

Цель: демонстрация участникам тренинга приемов слушания.

Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.

Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный те­лефон». Поиграем в нее... А теперь еще один вариант для взрос­лых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дает­ся инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, ин­формацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное - как мож­но точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следу­ющему вошедшему, тот - следующему и т. д.

Вариант письма:

«Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».

Вариант информации к размышлению:

«В толпе у двери - хорошо одетой толпе, состоявшей из се­лей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех исчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, - Форсайтов было не больше 20 процентов, но тете Энн все казались Форсайтами, - да и разница между теми и другими была невелика - она всюду видела свою собственную плоть и кровь».

Для телефонограммы текст составляется таким образом:

Должно быть три-четыре сложносочиненных и сложноподчиненных предложения;

Должны быть цифры, имена собственные, указания на вре­мя, значимые и незначимые детали.

Примечание: если текст при передаче от одного участника к дру­гому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слиш­ком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитыва­ет весь текст заново.

Анализ упражнений 1 и 2:

1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?

2. От чего зависит активность слушания?

3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть ус­лышанным?

Упражнение 3. «Уровни слушания*

Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собе­седника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.

Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слу­шания осуществлялось общение и как выражалось поведение парт­неров по общению.

Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрите­ли», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.

Ситуация для обыгрывания:

Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:

А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну лычку! Те­перь он у меня сержант!

А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем раз­болелась, сил нет.

Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут.

Да, отпуск - это хорошо! Видимо, придется теперь в боль­ницу идти.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам был определен уровень слушания?

2. Как это выразилось в поведении собеседников?

3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?

Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»

Цель: определение характерных признаков типов реакций и при­емов в момент активного слушания собеседника.

Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.

Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно вы­брать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных при­емов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсужде­ние ведут представители триад.

Анализ задания:

1. Какие качества были выделены как основные?

2. Какими приемами активного слушания пользовались сами участники обсуждения?

3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент об­суждения качеств профессионала.

Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомен­даций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Запи­сать результаты в предложенной схеме.

Ситуация 1

- Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в долж­ности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальст­ву?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалифика­ция, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?

Тип реакции Реакция

А) Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.

Б) Всегда неприятно, когда должность, на которую метишь ты, занимает кто-то дру­гой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше.

В) А случалось ли что-то подобное с то­бой раньше?

Г) Будь я на твоем месте, я бы рассказал начальнику, какая злость тебя обуре­вает.

Ситуация 2

Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на за­втра, а я не могу ему ничего возразить - ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу ри­сковать.

Тип реакции Реакция

А) Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его по­ведении.

Б) Будь я на твоем месте, я бы это с ним обсудила. Нужно сказать ему, что ты чув­ствуешь.

В) Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.

Г) И что, твой начальник всегда вел себя с тобой так?

Сравните свои ответы с приведенными ниже:

Ситуация I Ситуация 2

A) Критика A) Сопереживание

B) Вопрос B) Критика

Г) Совет Г) Просьба о дополнительной информации

Задание 3

Инструкция: разыграйте ситуации в парах, показав разные ти­пы реакций (сопереживание, поток рекомендаций, просьбу о до­полнительной информации, критику), а затем сравните свою ин­терпретацию с заданным образцом.

Ситуация 1

- Если б у меня были деньги, я не преминул бы воспользо­ваться этой возможностью; уверен, что смог бы развернуться в этом бизнесе. Человеку всего-то и нужно, что немного общих пред­ставлений, здравого смысла и смелости, и у меня все это есть. Нет только денег. Такова жизнь!

Ситуация 2

Все дело в том, что я занимаюсь не тем. Я все тянул и не уходил, потому что четыре года учился в колледже, готовя себя к такой работе. Теперь же я считаю, что для меня лучше было бы бросить ее и заняться чем-то другим - пусть мне даже придется начать с самого начала.

Образец высказываний на обыгрываемые ситуации:

Ситуация 1

1. Сопережива­ние: Всегда противно чувствовать, что у те­бя нет денег, чтобы заняться бизнесом, в котором можешь добиться успеха.

2.Поток реко­мендаций: Что тебе нужно, так это обсудить все с менеджером банка.

3. Просьба о до­полнительной О каком виде бизнеса идет речь?

ин­формации:

4. Критика: А ты уверен, что сможешь развернуть­ся в этом бизнесе?

Ситуация 2

1. Сопережива- Сменить сферу деятельности после че­тырех лет обуче-

ние: ния в колледже - решение непростое. Понимаю, что тебе нелегко на это решиться.

2. Поток реко­мендаций: Лучше бы тебе остаться на старом ме­сте, ведь ты понятия не имеешь, что тебя ждет на новой работе.

3. Просьба о дополнительной А что тебя привлекает на новой рабо­те?

ин­формации:

4. Критика: И ты полагаешь, что можно отправить эти четыре года псу под хвост?!

Задание 4. «Выслушивание». Показать роль техник активного слу­шания в процессе общения.

Инструкция: работа организуется в парах: один - рассказчик, другой - слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, за­тем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ни­чего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замеча­ние! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями и содержание за­дания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания.

Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее*, «Вещи или люди, которые мне нравятся», «Мир поэзии (музыки)».

Анализ задания:

1. Слушание мешает или, наоборот, помогает рассказчику?

2. Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать ре­акцию партнера?

3. Какими техниками пользовался слушатель, чтобы помочь рас­сказчику?

Анализ упражнения:

1. Система реагирования на услышанное - это интуитивная ре­акция или система приемов, используемых человеком намеренно?

2. Что ждет от партнера по общению говорящий?

3. Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова со­беседника? От чего это зависит?

Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать»

Цель; осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.

Задание: определить уровень собственных «слушательных при­вычек».

Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения». В соответствующей колонке поставьте крестик.

Опросник на эффективность общения

(бланк самооценки)

№ п/п Характеристика процесса общения В боль­шинстве случаев Часто Иногда Почти никогда
«Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не со­гласны или которых слушать не хотите? Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда вам неинтересно? Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он со­бирается сказать? Повторяете ли вы услышанное своими слова-ми? Выслушиваете ли точ­ку зрении другого че­ловека, если она рас­ходится с вашей? Берете ли вы что-либо от каждого собеседника, пусть да­же самое не-значитель­ное? Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые сло­ва? Готовите ли вы мыс­ленно воз-ражения, пока собеседник го-во­рит? Делаете ли вы вид, что слушаете, хотя на са­мом деле не слуша­ете? Витаете ли вы мысля­ми где-то далеко, ког­да с вами кто-то го­ворит? Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и не-словесное выра­жение? Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное? Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального? Смотрите ли вы на го­ворящего? Концентрируетесь ли вы больше на сути ска­занного или на внеш­нем виде говорящего? Известно ли вам, на какие слова и выра­жения вы сильнее все­го реагируете эмоции-онально? Думаете ли вы зара­нее, какой цели собира-етесь достичь в дан­ном акте об-щения? Планируете ли вы вре­мя, когда лучше выска-зать свою мысль? Думаете ли вы о том, как другой человек проре-агирует на ска­занное вами? Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт об­щения (в письменной форме, устно, по те­лефону, с помощью доски объявлений, за­писки и т. п.)? Учитываете ли вы, с каким че-ловеком гово-рите (чем-то обес­покоенным, враждеб­но на-строенным, не-заинтересованным, спешащим, застенчи­вым, упрямым, не-тер­пеливым и т.п.)? Перебиваете ли вы го­ворящего? Думаете ли вы иногда: «А я-то предполагал, что он должен это знать* ? Позволяете ли вы го­ворящему выражать его отрицательное к вам отношение, не за­нимая при этом оборони-тельной пози­ции? Занимаетесь ли вы регулярны-ми упражнени-ями для совер-шен­ствования своего умения слушать? Делаете ли вы записи на па-мять (памятки)? Не отвлекают ли вас посто-ронние звуки и шум? Слушаете ли вы гово­рящего, не критикуя его и не осуждая?

Вычисление результата: сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков соответствующее данной стро­ке число. Пример: если вы в первой строке в колонке «Часто» по­ставили крестик, то его нужно заменить числом 2. Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите под каждой из них полу­чившуюся сумму.

Номера В большинстве Часто Иногда Почти
вопросов случаев никогда
i

Продолжение

Теперь подсчитайте сумму цифр во всех колонках:

Сумма баллов: 110-120 - отлично; 99-109 - выше среднего; 88-98 - нормально; 77-87 - посредственно.

Задание для самостоятельной работы

«Составить программу развития своих слушательских навыков»

План действий по результатам опросника:

1. Какие действия вам бы хотелось изменить?

2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать ак­тивным слушателем в повседневном общении с другими людьми, в личной жизни, в профессиональной деятельности.

Домашнее задание Составить список слов, обозначающих чувства

Анализ занятия. «Интервью»

Цель: развитие навыков интервьюирования и структурного ана­лиза деятельности.

Инструкция по проведению: проводить интервью предлагается по выбору участников.

Ключевые вопросы интервью:

1. Как опыт человека влияет на его активное слушание?

2. Нашли ли применение в упражнениях качества, которые сти­мулируют активное слушание участников?

3. Выделить наиболее эффективные моменты данного занятия, определив линию развития интереса участников к выполнению за­даний.

4. Как устранить возникшие недостатки на следующем за­нятии?

Это игра для небольшой компании от 5 до 10 человек. Чем больше участников, тем интересней и смешнее будет результат. Все играющие усаживаются на длинную скамью или ряд стульев. Можно использовать бревно, если действие происходит на свежем воздухе. Сесть надо так, чтобы было удобно прошептать на ухо соседу секретное слово.

Эта игра отлично развивает слух и внимательность. А еще хорошее чувство юмора.

Правила игры «Испорченный телефон»

Выбирается ведущий, именно он загадывает слово и так, чтобы остальные игроки не услышали, шепчет его участнику сидящему первым. Этот играющий передает следующему то, что услышал, второй нашептывает третьему и так далее до самого крайнего в ряду игрока. Тот, кто сидит в конце цепочки, встает и громко произносит то слово, которое он услышал. Как правило, это слово весьма заметно отличается от оригинала, что вызывает смех у всех играющих.

  • Для более смешного и менее предсказуемого результата игроки стараются произносить слова быстро и очень негромко .
  • А чтобы сделать игру сложнее и интересней, слово можно заменить целой фразой.

Если желающих играть собирается слишком много можно разделить их на две команды. Ведущий будет шептать им одинаковые слова, а победит та команда, чье слово у последнего игрока больше всего похоже на слово ведущего.

Видео

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ?

Задачи

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти.
Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Просмотрите «Дневник эмоций», который вы заполняли в течение недели.
Поднимите руку те, у кого чаще всего в течение недели было хорошее и очень хорошее настроение.
Расскажите, какие события повлияли на ваше настроение?
Поднимите руку те, у кого плохое и очень плохое настроение было в течение недели хотя бы три раза?
Опишите события, которые ухудшают нам настроение.
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции, то какой вид памяти при этом работает?

2. Работа по теме

Упражнение «Пары слов»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог.
На прошлых занятиях вы запоминали десять не связанных по смыслу слов. Сейчас же вы будете запоминать пары слов, связанных по смыслу. Итак, я называю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Месяц-год; стакан-вода; яблоко-сад; школа-учебник; сумка-тяжесть; сон-кровать; дом-квартира; телевизор-фильм; собака-ошейник; волосы-расческа, вечер-ужин, молоко-корова.

А теперь я буду называть только первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе слово, связанное с ним по смыслу.
Психолог читает первое слово из каждой пары.
Проверим, правильно ли вы вспомнили слова.
Психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно.
Подсчитайте, сколько слов вы правильно запомнили. Когда вам удалось запомнить больше слов - сегодня или на прошлом занятии? Сделайте вывод, какие слова лучше запоминаются - связанные по смыслу или не связанные?

Игра «Испорченный телефон»

Психолог . Сейчас вы по цепочке будете передавать друг друг шепотом ту фразу, которую я скажу. Постарайтесь представлять то, что вам говорят на ушко, тогда удастся запомнить сказанное. Передавать другому игроку нужно ту фразу, которую вы услышали, не прибавляя к ней ничего своего. В этой игре запрещается переспрашивать. Тот, кто нарушает это правило, выбывает из игры.
Психолог шепчет на ухо крайнему ученику какую-либо фразу и следит, чтобы игроки не нарушали правило.
Примерные фразы для передачи по «телефону» (рассчитаны на два занятия):

удивительный подарок; удачный день; глухая старушка; с утра на улице было морозно и солнечно; новогодняя елка сверкает огнями; братья строили из песка замок; девочка и два мальчика играли вечером во дворе; было холодно и сыро, поэтому Наташа надела теплую куртку и взяла свой новый красный зонтик.

Психолог . А теперь крайнее «звено» в нашей цепочке скажет, какая же фраза передавалась по «телефону».
Если фраза была искажена, то опрашиваются все «звенья» телефонной цепочки в обратном порядке и определяется место, где информация была искажена.

Упражнение «Запомни с помощью картинок»

Психолог . В следующем упражнении вы будете запоминать слова с помощью картинок.
(Здесь используются картинки из набора для запоминания, см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001.)
Я читаю слово, а каждый из вас молча подбирает к нему наиболее подходящую картинку. К каждому слову подбирается только одна картинка. Подобранные вами картинки помогут вспомнить все слова без запинки. Внимание! Запоминаем:

завтрак, одежка, музыка, стул, транспорт, зоопарк, ткань, ноги, сказка, путешествие.

Готово? А теперь с помощью картинок вспомните и запишите в рабочей тетради прочитанные мною слова. Проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить.
Психолог читает слова, а дети подчеркивают те из них, которые им удалось запомнить.

Задание «Волшебные картинки»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог. Сейчас мы научимся запоминать слова, не связанные между собой по смыслу. Для этого можно использовать «волшебные картинки»: это такие картинки, которые вы можете мысленно представить. Итак, секрет состоит в следующем: чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, я сейчас покажу на примере.
Допустим, мне требуется запомнить в определенном порядке восемь слов: окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь. Запомнить их я смогу с помощью «волшебных картинок». Я закрываю глаза и представляю какую-то картинку на каждое слово и из них составляю «фильм».
У меня получается следующий фильм.

Я вижу луну из окна. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь.

Теперь, восстанавливая в своей памяти этот фильм, я без труда могу вспомнить все восемь слов. А теперь вы сами попробуйте запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм».
Я медленно буду читать слова, а вы закройте глазки, чтобы легче было представлять картинки: стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление.
Готово? А теперь вы можете нарисовать свой фильм в рабочей тетради. Когда будут готовы рисунки, вы назовете мне слова, которые нужно было запомнить. Расскажите, как вы запоминали эти слова.

Игра «Фотограф»

(идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе». СПб., 1998)
Психолог.
Мы уже играли с вами в игру «Фотограф» (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001 г.). В этой игре участвуют трое: фотографируемый, фотограф и наблюдатель. Поэтому вам необходимо разбиться на тройки. Задача фотографа - запомнить, как выглядит фотографируемый (его настроение, цвет глаз и волос, состояние одежды, обуви и др.), то есть как бы сфотографировать человека. А потом фотограф отворачиваются от фотографируемого и выдает описание-фотографию человека, полагаясь на свою память. Наблюдатель проверяет, насколько точная получилась фотография. Скажите, почему у одних фотографов получаются точные описания-фотографии, а у других не совсем точные?

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

    Каким образом лучше всего запоминать?

    Какая игра, какое упражнение больше всего понравились?

    Какое упражнение было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Продолжить заполнение «Дневника эмоций».

ЗАНЯТИЕ 15

Я УМЕЮ ЗАПОМИНАТЬ!

Задачи

Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания.
Разить мнемические способности детей.
Обобщить пройденный материал по теме «Память».

Материалы

Рабочие тетради, плакат «Правила запоминания» (см. приложение 1).

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

(проводится так же, как на занятии 14).

2. Работа по теме

Задание «Зашифрованные слова»

(в основу положена методика Л.С. Выготского «Пиктограмма», а фразы для запоминания взяты из следующих источников: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М., 1997; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику? М., 1997; Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. Ульяновск, 1995).
Психолог
. Представь себе, что ты - опытный разведчик, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, ты зашифруешь его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в специальных окошечках (см. приложение 2). В каждое окошечко - по одному рисунку, который поможет тебе лучше запомнить фразу. На каждый рисунок будет отводиться не очень много времени - 1-2 минуты, поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически. И еще: в окошечках нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый из вас будет вспоминать фразы пароля, расшифровывая свои рисунки. Все готовы? Тогда переходим к запоминанию и рисованию.

1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Тяжелая работа. 4. Строгая учительница. 5. Мальчик-трус. 6. Дружба. 7. Смелый поступок. 8. Болезнь. 9. Счастье. 10. Расставание. 11. Теплый ветер. 12. Богатство.

Вспоминать фразы пароля вы будете в конце урока.

Игра «Фотограф» или «Испорченный телефон» (описание см. в занятии 14)
Задание «Волшебные картинки»

Психолог. На предыдущем занятии мы учились с вами запоминать не связанные по смыслу слова с помощью «волшебных картинок». Проверим, сумеете ли вы запомнить информацию, если будете действовать втроем, в команде. Распределитесь на тройки.
Итак, я буду сейчас зачитывать слова, а вы их вместе с членами своей тройки - запоминать, представляя разные подходящие картинки, связывая их в единый «фильм». Потом посмотрим, какая из команд справилась с заданием лучше всех и у какой из команд получился самый интересный «фильм».
Слова для запоминания: соседка, беседа, продукты, суббота, экскурсия, художник, деревня, облака, желание, шоколадка.
Психолог читает эти слова не очень быстро: участники должны успеть посовещаться.
Готово? А теперь каждая команда на листочке напишет те слова, которые предлагались для запоминания.
Психолог собирает листочки.
Расскажите по очереди, какие «волшебные картинки» помогли вам запомнить слова.
Пока участники команд представляют свои «фильмы», психолог подсчитывает для каждой команды количество правильно воспроизведенных слов и определяет лучшую команду.
Как вы думаете, у какой из команд получился самый интересный и необычный «фильм»?
Психолог называет лучшую команду, полагаясь на мнения детей, которые отдают свои голоса той или иной команде.
Хотите узнать, какая из команд была самой успешной в запоминании слов?
Психолог называет команду, показавшую лучшие результаты в запоминании. Таким образом, отмеченными окажутся и те, кто проявил максимум фантазии, и те, кто хорошо все запомнил.

Беседа по теме «Правила запоминания»

Психолог . Вот уже несколько уроков мы учимся с вами запоминать. Чтобы это получалось, необходимо следовать некоторым правилам. Что же это за правила?
Психолог, используя плакат «Правила запоминания», знакомит детей на конкретных примерах со способами эффективного запоминания.

Рефлексия задания «Зашифрованные слова»

Психолог. Пришло время расшифровать рисунки. Запишите под «окошечками» зашифрованные слова, учитывая, что в некоторых случаях было зашифровано не одно, а два слова. А теперь оцените, как, по-вашему мнению, вы справились с расшифровкой. Пусть каждый напишет немного ниже фразу «самооценка задания». Теперь поставь кружочек, если ты думаешь, что справился с заданием отлично; квадратик - если считаешь, что справился хорошо; треугольник - если справился удовлетворительно и «-» - если не справился. Немного ниже пусть каждый напишет фразу «оценка учителя». Сейчас вы узнаете, какую оценку я вам поставлю. Но сначала отметьте «+» те фразы пароля, которые вы вспомнили абсолютно правильно. Я читаю фразы, а вы их отмечаете.
Психолог зачитывает фразы из задания «Зашифрованные слова».
Теперь посчитайте общее количество «+». Если их у тебя 10, 11 или 12, то ты получаешь в качестве оценки кружочек. Если их у тебя 8 или 9, то получаешь квадратик. Если у тебя набралось 6 или 7, то ты получаешь треугольник. Тот, кто набрал меньше 6 плюсов, получает «-».
А теперь сравните самооценку и оценку учителя и скажите, что у вас получилось. Поднимите руку те, у кого они совпадают. Это значит, что ваша самооценка адекватна, то есть соответствует вашим реальным успехам. Поднимите руку те, у кого самооценка меньше оценки учителя. Как вы думаете, что это означает? Правильно, ваша самооценка ниже реальных успехов. И наконец, поднимите руку те, у кого самооценка выше оценки учителя. И вы уже знаете, что это означает: ваша самооценка превышает ваши реальные успехи.
Психолог обязан эту рефлексивную процедуру провести максимально корректно, не обижая и не травмируя детей.

3. Подведение итогов