Деятельность мцбс в поддержку чтения. Национальная программа чтения Пользуетесь ли Вы Интернетом и, если да, то как часто

Галина Юрьевна
Репина

руководитель структурного подразделения
информационного
и учебно-методического
обеспечения Окружного методического центра
Северо-Западного окружного
управления образования
Департамента образования,
Москва

Детское чтение сейчас малопопулярно, не модно: некогда, не найдёшь интересную книгу для подростка в школьной библиотеке. Эти и другие проблемы стоят очень остро, но работать в направлении пропаганды и поддержки чтения надо обязательно. Проблемами чтения мы в своём округе занимаемся систематически – через семинары, тематические консультации, встречи с авторами и издательствами, участие в проведении Недели детской книги и т.д. Поэтому появилась необходимость разработать программу поддержки и развития чтения в рамках округа.

Цель разработки программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений.

При подготовке программы мы провели длительную работу: просматривали массив информации по проблемам чтения в Интернете, читали профессиональную литературу.

В основу был положен проект Национальной программы, разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом. Конечно, этот документ масштабный – для всей страны, но для округа его пришлось переработать.

Очень помогли статьи таких известных профессионалов, как В.П.Чудинова, Н.Н.Сметанникова и Е.И.Голубева. Их многолетний опыт в изучении проблем чтения бесценен.

Программа долгосрочная – быстрые результаты в данном направлении работы невозможны. Задачи, поставленные программой, предусматривают многолетний кропотливый труд воспитателей, учителей, сотрудников библиотек образовательных учреждений, родителей.

Обязательно необходим координационный совет (см. ), который призван координировать и корректировать работу.

План проведения мероприятий (см. раздел 7) определяли разные структурные подразделения Окружного методического центра. При разработке учитывалось, что в самом начале необходимо изучить проблему – провести мониторинг среди сотрудников библиотек образовательных учреждений, учителей и учащихся округа. Далее следует обработка результатов, рекомендации в адрес учителей, сотрудников библиотек, психологов, родителей и т.д.; затем проведение мероприятий, направленных на пропаганду и поддержку чтения, их анализ и рекомендации на будущее. В 2007 году каждый месяц планировалось проводить от 5 до15 мероприятий. В этой работе обязательно необходима системность.

И конечно, очень важен внешний вид программы. Мы поняли, что она должна быть яркая, красочная, с фотографиями читающих детей и книжной символикой.

Предложенная программа, конечно, не эталон, но она поможет написать свою окружную, городскую или иной адресности программу, поможет в решении главной задачи – вернуть интерес детей и подростков к чтению, желание общаться о прочитанном на красивом и звучном русском языке, развивать культурную компетентность, что в дальнейшем даст положительные результаты в адаптации к «взрослой» жизни.

Департамент образования города Москвы
Северо-западное окружное управление образования, Окружной методический центр

ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ

Москва, 2007 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование: Программа поддержки и развития чтения.

Программа комплексная, окружная, организационно-методическая.

Основной заказчик: Северо-западное окружное управление образования.

Программа адресована руководителям образовательных учреждений, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, сотрудникам библиотек образовательных учреждений СЗОУО Департамента образования города Москвы.

Совместно со структурными подразделениями дошкольного образования, начального школьного образования, воспитывающей деятельности, предметно-методическим, аттестации и диагностики ОМЦ СЗОУО.

Консультанты: методист ОМЦ СЗОУО заслуженный учитель Российской Федерации Черноусова Ф.П., методист структурного подразделения информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗОУО Баханская Е.В.

Программа открыта для участия других организаций, заинтересованных в её дальнейшей разработке и реализации.

ВВЕДЕНИЕ

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. 2007 год объявлен ЮНЕСКО годом чтения.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70–80-х годах прошлого века возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературоцентричным». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии, трудности в издании и распространении книг, сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения – все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознаётся, привели к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

В последнее два десятилетия, начиная с 1990-х годов и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того чтобы воочию увидеть, прочувствовать эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте – «глобально», увидеть чтение целостно, как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребёнка какими-то художественными произведениями и не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие. Ведомственное мышление и отсутствие широкого взгляда на проблему мешают увидеть её целостно. Министерства и ведомства в отраслях науки, культуры, образования, средств массовой информации работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется разрыв в стратегических подходах и конкретных планах по решению сходных (нередко – одних и тех же) проблем.

Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно: в последние десятилетия в России не было проведено ни одного объёмного всероссийского исследования детского чтения. В благополучной Великобритании в 1994 году такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили что в стране падают навыки чтения у детей и подростков. Полученные данные дали толчок к принятию ряда государственных программ. Потом и в Германии, и в других ведущих странах мира также были проведены исследования и приняты меры против снижения уровня чтения.

Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю, не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают, редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности, библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвящённых, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.

Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы – во многом благодаря принудительному характеру обучения – и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования.

Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приёмами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Необходимо осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.

В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается. Роль чтения в развитии у ребёнка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьёзные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.

Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведёт к повышению интеллектуального потенциала учащихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка.

Раздел 1

Приоритетные направления, цели и задачи программы

Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов её воплощения на территории Северо-Западного округа города Москвы.

Цель разработки и реализации данной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений Северо-западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.

Читательская компетентность понимается как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Рост читательской активности (охвата и интенсивности) учащихся – субъектов чтения понимается как соответствующий уровню успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.

Задачи программы:

  1. Смена отношения к чтению. Читать – престижно, модно, интересно.
  2. Упорядочение социокультурного пространства чтения.
  3. Укрепление библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  4. Создание эффективных механизмов координации и системы эффективного информационного обмена по вопросам поддержки и развития чтения.
  5. Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе.
  6. Модернизация системы подготовки кадров на базе ОМЦ СЗОУО.

Раздел 2

Основные направления реализации программы

Характеристика проблемы

Формированию основополагающей читательской компетентности в образовании уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.

Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощённый подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объём времени, который отведён на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируются в достаточной степени навыки для обработки больших объёмов специализированной информации.

Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные учреждения Москвы. Общеобразовательные учреждения не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием. Несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

В удручающем состоянии находятся основные фонды библиотек образовательных учреждений округа – они на 80% состоят из учебников. Поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки минимально. Объём ветхой литературы возрастает. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.

Существует и ещё целый ряд проблем: отсутствие помещений для хранения, недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и другой техники, низкий социальный статус сотрудника библиотеки и ещё много других.

Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений.

Проблема подготовки школьных библиотекарей тоже стоит достаточно остро.

Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.

В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. В результате значительная доля окончивших общеобразовательную школу оказывается не готовой к эффективному освоению всё усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.

Предпосылки для реализации программы

На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируется их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы зависит дальнейшая судьба развития в стране науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остаётся единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование; действует курсовая система подготовки кадров и др. Под руководством Северо-Западного окружного управления образования и окружного методического центра можно достичь положительных результатов в реализации программы поддержки и развития чтения.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой или продолжают знакомство. В систему общего обязательного образования СЗОУО города Москвы входит развитая сеть учреждений; она охватывает 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

В последние годы система образования претерпевает серьёзные изменения, особенно с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, в сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования её на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

Вывод

Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что учебные нагрузки, низкий уровень преподавания литературы, отсутствие нужных изданий в библиотеке вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах, что, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень культурной компетентности.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живём ещё в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской пассивности детей и подростков.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Учитывая вышеизложенное, специалисты Северо-западного окружного управления образования города Москвы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы поддержки и развития чтения на уровне округа.

Сроки реализации программы

Первый этап – 2007–2010 годы.

Второй этап – 2011–2015 годы.

Третий этап – 2016–2020 годы.

Раздел 3

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

На современном этапе проблемы культурной компетентности, грамотности, образования, культуры чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль.

Для реализации целей и задач программы в Северо-Западном округе используются:

  • мониторинг и диагностика состояния инфраструктуры чтения,
  • разработка рекомендаций по вопросам чтения,
  • разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе,
  • укрепление институтов инфраструктуры чтения,
  • применение определённых видов работы с адресными группами читателей,
  • применение новых учебных программ и развитие новых методик обучения,
  • выявление успешных образцов работы с читателями,
  • обобщение опыта работы педагогов, сотрудников библиотек,
  • совершенствование системы повышения квалификации,
  • применение наглядной агитации,
  • мониторинг результатов эксперимента.

Принципы программы:

  • системность,
  • открытость и прозрачность,
  • гибкость.

Ожидаемые результаты программы в целом:

  • повышение культурной компетентности,
  • повышение читательской компетентности,
  • повышение грамотности,
  • изменение отношения к чтению,
  • рост читательской активности,
  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению,
  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге,
  • позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы,
  • укрепление фондов библиотек образовательных учреждений,
  • воспитание уважения к книге,
  • изменение структуры досуга.

Раздел 4

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в 3 этапа.

Первый этап (2007–2010) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения.

Данный этап направлен на выявление возможностей улучшения ситуации, на поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

На первом этапе планируется углублённое изучение текущего состояния дел в сфере чтения в образовательных учреждениях СЗОУО.

Задачи первого этапа

  1. Определение адресности мониторинга и диагностики.
  2. Мониторинг и диагностика проблем чтения.
  3. Мониторинг качественного состава фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  4. Подготовка рекомендаций в адрес учителей и сотрудников библиотек образовательных учреждений.
  5. Разработка плана мероприятий в поддержку чтения.
  6. Мобилизация и объединение активных и компетентных работников образовательной сферы.
  7. Определение мер по консолидации и координации деятельности различных структур при проведении мероприятий.
  8. Систематизация подходов в вопросах поддержки и развития чтения среди различных категорий педагогов.
  9. Координация межпредметных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
  10. Разработка педагогами СЗОУО инновационных программ поддержки и развития чтения, защита программ на научно-методическом совете ОМЦ СЗОУО.
  11. Апробация инновационных программ в образовательных учреждениях СЗОУО.
  12. Укрепление основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  13. Поддержание информатизации библиотек образовательных учреждений на должном уровне.
  14. Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
  15. Модернизация курсовой системы ОМЦ: введение обучения по вопросам поддержки и развития чтения.
  16. Пропаганда поддержки чтения среди родителей, способствование детскому и семейному чтению.
  17. Анализ итогов первого этапа реализации программы.

Второй этап (2011–2015) – системное укрепление инфраструктуры.

На этом этапе происходит распространение позитивных результатов первого этапа, достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения в образовательных учреждениях СЗОУО города Москвы.

Задачи второго этапа

  1. Внедрение инноваций.
  2. Преемственность и интеграция программ.
  3. Развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.
  4. Создание элементов системы управления поддержки и развития чтения.
  5. Проведение мониторинга.
  6. Координация межведомственных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
  7. Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений.
  8. Пополнение основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
  9. Анализ итогов второго этапа реализации программы.

Третий этап (2016–2020) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост качества культурной компетентности.

Задачи третьего этапа

  1. Достижение ключевых результатов.
  2. Организация научно-практической конференции.
  3. Мониторинг состояния и перспектив развития системы деятельности по поддержке и развитию чтения.
  4. Анализ достигнутых результатов.
  5. Издание сборника материалов из опыта работы.

Раздел 5

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Развитие нормативно-правовой базы

Работа с руководящими и педагогическими кадрами, сотрудниками библиотек

Мероприятия

Сроки
исполнения

Ответственный

Ознакомить руководителей образовательных учреждений СЗОУО с программой

Разработать и провести мониторинг по вопросам поддержки и развития чтения (педагогов, воспитателей, сотрудников библиотек)

ОМЦ СЗОУО

Ежегодно

Ежегодно

ОМЦ СЗОУО

Научное обеспечение

Мероприятия

Сроки
исполнения

Ответственный

Образовать координационный совет

Разработать концептуальные основы осуществления психологического сопровождения поддержки чтения

ОМЦ СЗОУО

Определить перечень актуальных тем для диагностики и мониторинга

ОМЦ СЗОУО

Осуществить введение в курсовую систему подготовки педагогических кадров, кадров сотрудников библиотек образовательных учреждений (проводимых на базе ОМЦ СЗОУО) серии лекций и практикумов по проблемам поддержки и развития чтения

ОМЦ СЗОУО

Провести ряд семинаров, тематических консультаций, открытых уроков, мастер-классов и др. для различных категорий работников образовательных учреждений СЗОУО по поддержке и развитию чтения

ОМЦ СЗОУО

Провести научно-практическую конференцию

СЗОУО и ОМЦ СЗОУО

Программно-методическое и информационное обеспечение

Разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, которая была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

Правительством Санкт-Петербурга утверждена "Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы" (Постановление от 22 июля 2008 года № 876)

Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии разработаны рекомендации, направленные на содействие разработке и реализации национальноых, региональных и муниципальных программ и проектов по поддержке и развитию чтения.

(pdf, 899 KB)

В сборнике представлены материалы научно-практического характера, в которых содержатся размышления о судьбах книги и чтения в современном мире, о деятельности институтов книжно-библиотечного дела в новых реалиях и результативных технологиях поддержки и развития чтения в условиях школ, вузов, библиотек.

(pdf, 6,5 МB )

В издании представлены материалы комплексного исследования, проведенного в 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Авторы: В. П. Чудинова, С. А. Шаповал, Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко

(pdf, 1,51 МB )

В сборнике представлены статьи ведущих российских экспертов, занимающихся проблемами чтения, - социологов, руководителей и сотрудников библиотек, представителей сферы образования и книжного бизнеса. Анализируется текущая ситуация в области поддержки чтения, освещаются ключевые проблемы, обобщается пятилетний опыт активной программно-проектной и практической деятельности в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Особое внимание уделено вопросам формирования интереса к чтению у подрастающего поколения, описанию «болевых точек» в продвижении детского и молодежного чтения. Приводятся примеры удачного опыта Японии и Китая в этой области. Выпуск сборника приурочен к V юбилейной Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, «Президент-Отель», 18 ноября 2011 г.), которую организуют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности членов российского общества.

Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов программных просветительских проектов и мероприятий (pdf, 565 KB)

В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры. Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает и реализует соответствующие просветительские проекты в рамках Программы.

В Рекомендациях по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения содержатся предложения по осуществлению общего анализа проблемной ситуации в этой сфере. Предлагаются методы, способы и средства, позволяющие на региональном уровне усилить имеющийся потенциал и систематическим образом объединить слабо связанные между собой ресурсы в единое социокультурное пространство чтения, в рамках которого возможно осуществление рациональной региональной политики поддержания и развития чтения.

(pdf, 572 KB)

В Рекомендациях по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы.

C 2007 года в "Президент-Отеле" (Москва) проходят всероссийские конференции, организуемые Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям .

На недавних конференциях были подведены промежуточные итоги первого этапа реализации Программы поддержки чтения и обнародованы некоторые данные исследования ВЦИОМА о развитии чтения в стране.

В 2010 году заканчивается первый этап реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России , в ходе которого были предприняты усилия и инициативы в этой важной для страны сфере.

Безусловно, заметны определённые позитивные сдвиги в целом ряде регионов. Проблема чтения начинает восприниматься более профессионально, структурно, нарабатывается опыт, в регионах проводятся мероприятия, связанные с поддержкой книг и чтения, некоторые из них носят инновационный характер. Организуются праздники книги, на библиотечных сайтах появляются разделы,посвящённые чтению, проходят многочисленные конференции, круглые столы, форумы, растёт число публикаций в профессиональной печати, появляется социальная реклама в поддержку книги. Однако, как показывает практика – пока этих мер недостаточно.

В целом в активную работу вовлечены только те библиотеки, с которыми в той или иной степени сотрудничают органы управления культуры. Степень вовлечения остальных институтов поддержки чтения часто оказывается недостаточной. Что касается причин, которые препятствуют организации масштабной работы по продвижению чтения, то кроме дефицита финансирования существуют и другие – недостаток профессиональных кадров, неумение начать организационную работу, слабый интерес со стороны населения, перегруженность другой работой. Серьёзной проблемой является и то, что реальная социальная значимость и острота проблемы низкого уровня читательской и общекультурной компетентности в стране не осознаются не только региональным руководством и населением, но и библиотечными работниками. В России отсутствуют и даже не разрабатываются технологии формирования мотивации к чтению.

Именно этой проблеме были посвящены две всероссийские конференции , которые прошли 18 и 19 ноября 2010 года в Москве. II Всероссийская научно-практическая конференция «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» состоялась в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. IV Всероссийская конференция прошла 19 ноября в «Президент-Отеле» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Непосредственным организатором конференций выступил Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Обе конференции были связаны общей проблематикой и взаимно дополняли друг друга, был сохранён прошлогодний формат тематических дискуссий, который позволил в неформальном диалоге пообщаться представителям смежных отраслей книжного дела: библиотекам, СМИ, издательствам, книгораспространителям, общественным деятелям и ассоциациям.

На конференции в Доме русского зарубежья состоялись две тематические дискуссии – «Библиотеки: влияние на круг чтения» и «Книжный бизнес и СМИ: влияние на круг чтения» . В ходе работы освещался и обобщался опыт библиотек, издательств, СМИ в сфере развития чтения, обсуждались вопросы развития профессиональных коммуникаций между этими институтами. Конференция в «Президент-Отеле» открылась докладом Президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмина на тему «Успехи и неудачи деятельности по продвижению чтения в России (2006–2010)». Выступающий ознакомил аудиторию с результатами мониторинга региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения, который проводился МЦБС в 2010 году, подвёл итоги первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения. К сожалению, выводы оказались неутешительными.

Негативные тенденции и ухудшение состояния с чтением сохраняются и усугубляются:

  • слабым осознанием остроты и глубины проблем чтения на уровне политической и интеллектуальной элиты в профессиональной среде;
  • истощением слоя квалифицированных читателей;
  • увеличением доли россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;
  • утратой ценностных ориентиров в литературной культуре. Падает вкус, растёт невзыскательность;
  • неуклонным снижением общественного интереса к библиотекам среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности;
  • падением интереса к научной литературе, литературно-художественным и общественно-политическим журналам;
  • смещением издательской политики в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности;
  • утратой традиций семейного чтения;
  • убеждённостью в том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом;
  • отсутствием взаимодействия с системой образования;
  • ухудшением владения родным языком и снижением уровня грамотности населения.

По результатам исследования выявляются следующие тенденции:

  • постепенное осознание того, что активизация деятельности по продвижению чтения поможет населению и органам власти в решении жизненно важных, социально значимых проблем;
  • проведение мероприятий по продвижению чтения во всех регионах России (к сожалению, в большинстве случаев без дифференцированного адресного характера мероприятий);
  • недостаточный уровень осведомлённости регионов о Национальной программе поддержки и развития чтения, а зачастую – неверное понимание представителями регионов сути специальной подготовки в сфере продвижения чтения необходимость оценки качества разрабатываемых региональных программ поддержки и развития чтения и их соответствия идеологии Национальной программы;
  • склонность считать основным препятствием в ходе деятельности библиотеки в сфере поддержки и развития чтения отсутствие финансирования.

В 2000-х гг. в России возник новый социокультурный феномен – «региональный центр чтения», который, как предполагалось, будет способствовать развитию, продвижению и популяризации чтения. Однако подавляющее большинство ныне существующих центров являются структурными подразделениями библиотек (со всеми вытекающими отсюда материальными и кадровыми проблемами). До сих пор сохраняется проблема методологической и методической непроработанности вопроса функций центров уделяются недостаточно внимания исследовательской деятельности в области чтения. Последнее время активизировалась деятельность этих центров по созданию собственных сайтов в сети Интернет. Тем не менее и здесь возникают свои сложности, уже на этапе создания: недостаточно чёткое обозначение рубрик, невыразительное оформление, проблемы навигации, незаполненные рубрики и неработающие ссылки, недостаточная оперативность обновления информации.

Усилия, направленные на преодоление кризиса чтения, на сегодняшний день недостаточны или малоэффективны, отметил Е.И. Кузьмин. Необходима более широкая политическая и информационная поддержка деятельности по продвижению чтения, адекватное финансирование, современное методологическое и научно-методическое сопровождение. Следует привлекать к работе не только библиотеки, но и все институты поддержки и развития чтения, особое внимание необходимо уделить возможностям Интернета, социальных сетей и блогов, вызывающих немалый интерес у подрастающего поколения. Необходимо не просто увеличивать количество массовых мероприятий в поддержку книги, нужна целенаправленная, планомерная и адресная работа с различными социальными и читательскими группами, повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения.

Немалый интерес у аудитории вызвали данные исследования «Книга в меняющемся мире: старые и новые технологии чтения в России» , озвученного В.В. Фёдоровым, Генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проводился в период с мая 2009 г. по сентябрь 2010 г. среди 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше из 138 населённых пунктов, 46 областей, краёв и республик Российской Федерации. Некоторые данные сравнивались с результатами исследований прошлых лет.

Как показал анализ, количество нечитающих за 13 лет значительно возросло.

Читаете ли Вы книги?

Однако книг в домашних библиотеках становится больше.

Сколько книг в Вашей библиотеке?

7% россиян читают или скачивают книги в Интернете.

Где Вы чаще всего берёте книги, которые хотите прочитать?

Всё больше россиян и дня не могут обойтись без Интернета. Среди опрошенных 39% являются пользователями Сети.

Пользуетесь ли Вы Интернетом и, если да, то как часто?

Для чего Вам необходим доступ к сети Интернет?

Об электронных книгах слышал уже каждый второй респондент. При этом молодёжь осведомлена об электронных книгах намного лучше. 14% уже купили такую книгу или рассматривают возможность купить. И это, в первую очередь, активные пользователи Интернет.

Планируете ли Вы покупать э-книги?

По результатам исследования очевидно, что:

  • традиционное чтение теряет свою популярность;
  • компьютеризация и интернетизация населения России взрывообразно растёт;
  • новая коммуникационная среда, основанная на мобильных телефонах и Интернете, меняет стандарты поиска и потребления информации;
  • электронная книга – новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды.

Безусловно, все эти тенденции необходимо учитывать в реализации второго (2011–2015 гг.) и третьего (2016–2020 гг.) этапов Национальной программы чтения. Деятельность по поддержке чтения в стране развивается, но, к сожалению, несмотря на все усилия, проблемы остаются. Однако это должно стать не поводом для разочарования, а стимулом продолжать и активизировать работу. Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению сегмента нового читателя – это молодое активное поколение XXI века. А с новым читателем необходимо работать по-новому, уметь его заинтересовать, говорить с ним на одном языке. Ну, и конечно, привлечь его и к чтению, и к книге, неважно в каком формате.

Благодарим за предоставление публикации журнал «Университетская книга» ; впервые материал опубликован в номере 12-2010.

Деятельность МЦБС по продвижению чтения

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» (МЦБС) является одним из разработчиков Национальной программы поддержки и развития чтения (утверждена Федеральным агентством по печати массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г.) и Концепции программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена Правительством РФ в 2017 г.).

В период 2006 - 2017 гг. МЦБС реализовал более 80 проектов по продвижению чтения в 65 регионах России (всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары и круглые столы, тренинги, научные исследования, мониторинги, методические разработки и т. д.).

Среди реализованных МЦБС проектов:

  • Организованы и проведены 10 ежегодных всероссийских научно-практических конференций «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» в Москве (в этих конференциях участвовали ведущие эксперты всех институтов поддержки чтения из всех регионов России, руководители федеральных и региональных органов власти);
  • Организованы и проведены межрегиональные научно-практические семинары по продвижению чтения в гг. Астрахань, Брянск, Владимир, Вологда, Иваново, Калуга, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Москва, Московская область, Мурманск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Сочи, Севастополь, Симферополь, Ставрополь, Судак, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск.
  • Организованы и проведены 3 всероссийские научно-практические конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» в Москве;
  • Разработаны и реализуются образовательные программы по продвижению чтения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • Проведено 16 курсов повышения квалификации (тренингов) по технологиям продвижения чтения для специалистов из самых разных регионов России. Выпускникам этих программ выдавались дипломы государственного образца;
  • Проводились конкурсы лучших идей и проектов по продвижению чтения;
  • Проведены широкие мониторинги деятельности местных властей и библиотек в сфере продвижения чтения (результаты этих исследований изданы);
  • Сформирована передвижная выставка плакатов по истории пропаганды чтения в СССР; эта выставка проехала по разным городам России;
  • Разработаны методы оценки и самооценки социокультурной эффективности деятельности в сфере поддержки и развития чтения (впервые в мире).

Издательская деятельность

МЦБС подготовил и издал 28 книг по проблемам продвижения чтения:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2007. - 56 с. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.)

2. « National Program for Reading Promotion and Development in Russia » (Национальная программа поддержки и развития чтения в России на англ. яз.)

3. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 64 с.

4. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 88 с.

5. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. / Сост. Кузьмин Е. И., Громова О. К. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 184 с.

6. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. Аскарова В. Я. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.

7. Национальная программа поддержки и развития чтения: год первый. Материалы Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: первые итоги, проблемы и перспективы» (Москва, 20 ноября 2007) / Составители и редакторы - Кузьмин Е. И. (ответственный редактор), Паршакова А. В., Бородин О. Р. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 120 с.

8. Аскарова В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» / Научные редакторы - Орлова Э. А., Кузьмин Е. И. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 48 с.

9. Орлова Э. А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов просветительских проектов и мероприятий. / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.

10. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. -72 с.

11. Куликова Е. В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 64 с.

12. Школа как территория чтения. Сборник статей / Составитель - Волков С.В., научные редакторы - Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. (Ответственный за выпуск -Бакейкин С.Д.) -М.: МЦБС, 2008. -88 с.;

13. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) -М.: МЦБС,2008. - 80 с.

14. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20-21 ноября 2008 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 280 с.

15. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 480 с.

16. Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 104 с.

17. Национальная программа поддержки и развития чтения: год третий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19 ноября 2009 г.) и III Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 20 ноября 2009 г.) / Ред.-сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 216 с.

18. Региональная политика и деятельность библиотек по поддержке и развитию чтения: аналитический доклад по результатам мониторингового исследования. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 108 с.

19. Степанова А. С., Ялышева В. В. Региональные центры книги и чтения в России / Отв. редактор Е. И. Кузьмин (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 176 с.

20. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России). Сборник статей / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с

21. Национальная программа поддержки и развития чтения: год четвертый. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 18 ноября 2010 г.) и IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 19 ноября 2010 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).-М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с.

22. Национальная программа поддержки и развития чтения: год пятый. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 18 ноября 2011 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -136 с.

23. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -144 с.

24. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год шестой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 128 с.

25. Кризис чтения: энергия преодоления. Сборник научно-практических работ./Редактор-составитель - В. Я. Аскарова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 320 с.

26. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год седьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. - 176 с.

27. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год восьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 168 с.

28. Чтение. XXI век. Коллективная монография. /Научный редактор-составитель - В. Я. Аскарова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 472 с.

Более 25 тысяч экземпляров этих профессиональных изданий безвозмездно распространено по библиотекам России и других стран СНГ.

Целевой аудиторией всех проектов МЦБС по продвижению чтения были руководители библиотек, научных и образовательных учреждений, издатели, книготорговцы, журналисты. В них всякий раз участвовали также представители федеральных министерств, региональных и муниципальных органов власти, всемирно известные деятели культуры зарубежных стран, в том числе дважды президент Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Все проекты МЦБС широко освещались в массовых региональных СМИ и во всероссийских специализированных изданиях библиотечной, книгоиздательской и книготорговой отрасли.

МЦБС постоянно привлекал внимание широкой общественности и местных властей к необходимости решения проблем продвижения чтения. В 11 регионах России были приняты региональные программы в поддержку чтения, изменилось отношение к библиотекам как к проводникам чтения, изменилось отношение к проблемам продвижения чтения в самих библиотеках и образовательных учреждениях.

Нет сомнения в том, что благодаря этой деятельности деструктивные процессы в сфере чтения были, по крайней мере, замедлены, и вопросы чтения, преподавания литературы и русского языка были вынесены на государственный уровень.

В результате разработана научно-методологическая и методическая база по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (в частности, рекомендации по продвижению чтения для публичных и детских библиотек, для региональных властей, образовательных учреждений, СМИ - такого нигде нет в мире!).

В целом это серьёзный задел для того, чтобы вывести деятельность по продвижению чтения в России на серьёзный политический уровень и добиться принятия государственной программы, финансируемой должным образом.

Деятельность МЦБС в сфере продвижения чтения получила самую высокую оценку в России. Свидетельством этому - многочисленные благодарности и почетные грамоты различных федеральных и региональных органов власти. Сотрудников и партнеров (экспертов) МЦБС регулярно приглашают выступать с лекциями в регионах России и в зарубежных странах. Большой резонанс вызывали доклады о нашей деятельности на международных книжных ярмарках в Италии и Болгарии.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Раньше много лет я был руководителем Управления библиотек министерства культуры, но должен был уйти полтора года назад, когда административная реформа продемонстрировала свои первые плоды. С тех пор я развиваю институты гражданского общества и, чтобы быть справедливым, надо сказать, делаю это с помощью государства. Национальная программа поддержки и развития чтения, разработкой которой я имел честь руководить по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, является образцом очень интересного и плодотворного сотрудничества: между государством, в лице указанного Федерального агентства, и крупным бизнесом, в лице Российского книжного союза. Программа эта есть плод компромисса между ведущими игроками, ведущими политиками в этой сфере. Программа была торжественно подписана в прошлую пятницу здесь, на Санкт-Петербургском книжном салоне, руководителем Книжного союза Степашиным и руководителем Федерального агентства Сеславинским.

Это мой, кажется уже десятый доклад по поводу национальной программы поддержки чтения, у меня контракт с Федеральным агентством на предмет популяризации этой программы и продвижения самой идеи в рамках формирования национальной политики. Понятно, что программа это не вся политика, это только один из элементов политики. Считается, что программа станет катализатором формирования национальной политики в области поддержки и развития чтения, и политику эту будут формировать не только федеральные органы власти, но и региональные, муниципальные, крупные бизнес-структуры, их объединения, а также институты гражданского общества. Такая идея лежит в основе нашей разработки, которая была принята. Очень трудно мне сегодня представить перед вами всю программу, потому что это большой документ, и с моей точки зрения там все важно. Несколько предыдущих моих выступлений занимали два часа, завтра на ярмарке Non Fiction снова семинар на эту тему — продвижение программы и необходимость формирования политики в общенациональном масштабе, и там тоже будет два часа. Сегодня у меня в распоряжении 15-20 минут, и я позволю себе порассуждать не столько вокруг программы, сколько вокруг самой проблемы чтения, осознания этой проблемы, ее масштабов, глубины, ее различных аспектов. Исходным было следующее: наблюдения крупных книготорговцев и крупных книгоиздателей, что постоянно падают продажи и с этим надо что-то делать. Несколько лет назад в недрах министерства печати собирались круглые столы и пытались формулировать что-то и собирать это в некий общий документ. Эта активность продолжалась несколько лет, пока это не было институализировано, был сформирован контракт государственный, собраны рабочие группы и они начали работать. Первое, с чем мы столкнулись, это то, что в литературе содержится 500 определений, что такое чтение, и каждый из экспертов в этой сфере определяет проблему, ее размеры, ее объем, глубину и остроту по-разному. Каждый абсолютизировал свой собственный опыт. Есть психологи в области детского чтения, которые знают, какими методами надо приобщать ребенка к тому, чтобы он читал. Есть специалисты в области изучения того, что читают люди, приходя в публичные библиотеки. Есть более узкие специалисты, которые изучают, что читают в области художественной литературы в публичных библиотеках в российской провинции. Есть социологи чтения, есть организаторы чтения — библиотекари, есть учителя, которые видят проблему со своей точки зрения, и каждый несет свой сегментарный, фрагментарный взгляд и абсолютизирует свое видение проблемы. Мы столкнулись с тем, что каждый, в течение нескольких месяцев, беря слово, говорил: самое главное — это. Через пять минут выступал другой, который говорил: нет, я в принципе согласен с предыдущим оратором, но самое главное — это. И так мы шли по кругу. И это заставило разработчиков глубоко задуматься заново над тем, что же такое чтение.

Давайте посмотрим, что получается, если отталкиваться от отдельных концепций чтения. Например, многие считают, что чтение — это источник формирования духовности. К примеру, Черчилль говорил о Гитлере как о человеке исключительно духовном, которого раздирали духи мщения, обиды, реванша. А это происходило оттого, что Гитлер очень много читал средневековый немецкий эпос, и Черчилль видел именно там природу «необыкновенной духовности» Гитлера.

Чтение возвышает душу, оно формирует личность, чтение является источником формирования патриотического воспитания населения. Тут мы начинали вспоминать, а разве не были патриотами русские солдаты, которые в 1812 году сражались за свою родину? Вряд ли их можно было считать читателями патриотической литературы.

Чтение — это источник получения информации, начинали мы дальше думать, но сразу возникали вопросы: какой информации, и т.д. и т.п. Чтение связывалось с книгой, с русской литературой, а русская литература помогает понять черты русского характера… Тут же другие говорили, что черты русского характера очень хорошо помогают понять западные путешественники, маркиз де Кюстин, например, который, не вдаваясь в тонкости, обрисовывал русский характер. Дальше говорили про великую классическую русскую литературу, она является основой формирования национальной идентичности, потому что она прекрасна, и тут же вспоминали, что великая русская классическая литература вся построена на критике черт русского национального характера. Как правило, она осуждала и высвечивала самое негативное, что было и в российской общине, и в характере русского крестьянина.

В результате обобщения всего того, что правильно говорил каждый из экспертов, хотелось выйти на базовое определение «чтения». Что, собственно, люди должны понимать единообразно в масштабах страны, находясь на разном уровне образования, на разном уровне полномочий, ответственности и т. д. Было принято следующее определение: чтение — это освоение письменной информации. Это сухое рабочее определение вызвало известный культурный шок в среде нашей гуманитарной интеллигенции, оно казалось им очень бездуховным. Всегда ли книжка, которую вы читаете, должна быть «духовной»? Евгений Григорьевич, что вы сейчас читаете [Обращается к Е. Г. Ясину, — ред. ], как называется книжка? Полагаю, что «Экспертиза в современном мире» никак не возвышает душу Евгения Григорьевича, она может своей глупостью смутить его ум, а если там написаны правильные вещи, наверняка они написаны сложным языком, и это чтение будет изнурять ум, напрягать на систематическую работу, не имеющую ничего общего с духовным и благородным. Если люди, которые занимаются вооружением, читают потрясающую специальную литературу по изготовлению взрывчатки и думают о том, как создать оружие, чтобы оно в единицу времени поразило как можно больше людей, то это тоже не имеет никакого отношения к духовности.

Еще мы можем говорить про профессиональное чтение, про чтение в учебных целях, чтение в целях рекреации, и мы увидим огромный диапазон проблем, который должен быть проанализирован. Определение чтения как освоение письменной информации покрывает все жанры, которые присутствуют, все типы изданий: книги, журналы, периодика, чтение в Интернет, — чтение с разными целями, чтение разными категориями людей. Какая еще информация бывает? Информация бывает визуальная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. И все это виды информации позволяют человеку ориентироваться в окружающем пространстве. Надо бы подумать и о том, что из себя представляет информационное пространство России. И тут было невозможно не вспомнить, что Россия является переходным обществом, которое переходит от традиционных форм культуры к инновационным, она переходит из традиционного общества в информационное общество. И как у всякого общества переходного периода его информационное пространство разупорядочено, по сравнению с предыдущим состоянием общества в советское время, когда было известно, кто коммуникатор, кто реципиент, какую информацию коммуникатор формирует, что он хочет передать и кому. Все было жестко нормировано, и в этом смысле пространство было упорядочено. Люди науки получали одну информацию, рабочие и крестьяне получали другую информацию и т.д. Информационные обмены существовали. Но информационное пространство России еще разупорядочено и по сравнению с западными высокомодернизированными странами: Англией, США, Германией и т. д. И в этом разупорядоченном состоянии, когда затруднен информационный обмен между мегаполисами и другими типами поселений: средними городами, мелкими городами, селом, — между различными профессиональными средами, между различными социальными группами, между богатыми и бедными, между людьми пожилыми и людьми молодыми… Каждый сегодня живет в собственном информационном пространстве, которое дробится на наших глазах, и Александр Архангельский очень интересно это иллюстрировал и предсказывал.

В этой ситуации разупорядоченности информационного пространства чрезвычайно важно освоение письменной информации. Почему? Потому что именно в письменной информации накапливаются самые главные социально значимые сведения о том, как развивалась история разных стран, в том числе России, какие были противоречия, какие находились решения, какие были тупики, какие были выходы. Именно в письменной информации, в книжной культуре, в письменной культуре накапливается информация о том, что такое норма в разных обществах, в разное время, что такое ценности, какими они были, какие были ложными и т. д. Базовые социально значимые знания накапливаются в письменной культуре и не передаются другими способами.

Дальше возник вопрос: а что, собственно говоря, хочет население России? Население России претендует на высокое качество жизни, соответствующему уровню, достигнутому в развитых странах. Это требует комплексной модернизации страны, с тем, чтобы Россия могла успешно конкурировать в мировой политике, экономике и культуре с другими странами, при этом с ними не рассорившись, а выстраивая какие-то образцы конструктивного взаимодействия. Что этому мешает? Этому мешает недостаток конструктивных идей, знаний, информации, которые циркулируют во всех слоях российского общества, включая его политическую элиту, управленческий слой, бизнес-сообщество и т. д. И этот недостаток конструктивных идей, знаний и информации усиливается, отягощается тем, что все меньше и меньше население страны сегодня читает, то есть осваивает необходимую письменную информацию и необходимые для успешной жизни знания, которые порождаются как за пределами нашей страны, так и внутри нашей страны, но не доходят из-за нарушенных информационных связей от одного слоя к другому слою, от одной профессиональной группы к другой, от одного региона к другому региону. Также, важной проблемой в этом разупорядоченном информационном пространстве является то, что недостаточен информационный обмен между Россией и другими странами, по разным причинам, в частности из-за плохого знания иностранных языков. Я. И. Кузьминов выступая на пленарном заседании сказал, что если так будет обстоять дело с иностранными языками, то нам в системе глобального разделения труда просто нечего будет предложить, нас просто не поймут, — что мы предлагаем, а мы не будем понимать, что там нужно.

И был поставлен диагноз: Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, мы переживаем системный кризис читательской культуры и системный кризис книжной культуры в стране. О чем свидетельствуют следующие вещи. Первое — сокращается доля читающего населения, сокращается даже доля населения, читающего от случая к случаю. Цифры за последние 10 лет сократилось на 20%. Когда мы говорим про единое информационное пространство страны, то оно поддерживается у нас только каналами телевидения, это общая информация, ничего другого больше нет. А телевидение, вы сами знаете, какого качества информацию транслирует сегодня. Если 15 лет назад общероссийские газеты и журналы читало 67% населения, сейчас читает 7%, то есть атомизируются локусы. Родители перестали читать детям. Целые пласты населения выпали из чтения по разным причинам социально-экономического характера. Снижается взыскательность вкусов читающей аудитории, все больше акцент делается на развлекательное чтение, где минимум интеллектуальных усилий. Особенно это видно на примере подростков и молодежи. Были мировые исследования, которые показали, что наши дети в возрасте 7-8 лет соответствуют по уровню интеллектуального развития цивилизованным странам, но по мере того, как они учатся в школе, они падают все ниже и ниже. Соответственно, издатели на это реагируют следующим образом — они тоже сокращают выпуск литературы, информационно насыщенной, литературы сложной и по содержанию и по форме. Ухудшается владение русским языком, в том числе на таких общественных площадках, как телевидение. Обеднение словаря приводит к обеднению смыслов, к потере смыслов, мировая реальность усложняется, а смыслы, которыми она описывается, упрощаются и примитивизируются.

Растет функциональная неграмотность, библиотеки плохо комплектуются, они не могут предложить людям то, что им объективно нужно, библиотека в общественном сознании постепенно вытесняется на периферию внимания и, соответственно, дальше сокращается ее финансирование. В управленческих кругах, что очень страшно, нарастает представление, что с развитием Интернета библиотеки и книги будут не нужны. Когда это простые люди говорят, это не так страшно, а когда так говорят люди, распределяющие общественные ресурсы, это страшно. Это значит, что они не понимают, ни характера развития мировой цивилизации как информационного общества, где все виды информации — и письменная, и устная, и интернетовская, и печатная — нарастают; они не понимают роли библиотек, Интернета, чтения; они не понимают, как развивается мировая цивилизация, и как Россия может вписываться в эти глобальные процессы.

Совокупность указанных признаков говорит о том, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежением чтением. И дальше, если ничего не делать, продолжать развиваться так, как мы развиваемся, начнутся тяжелые социальные последствия, потому что в обществе накапливаются нерешенные социальные проблемы. А это уже грозит и социальной дезинтеграцией, и социальными беспорядками, потому что договариваться могут между собой люди культурно компетентные, много читающие, владеющие русским языком, освоившие его богатство, которые могут опознавать проблемы, формулировать их и предлагать верные решения. Сокращение чтения — это мировая тенденция, это глобальный процесс, связанный с тем, что развиваются средства массовой информации, развиваются средства массовой индустрии развлечений, которые вытесняют чтение и как источник получения важной информации, и как средство рекреации. Как в мире реагировали на эти проблемы?

В развитых странах принимались программы поддержки чтения, они были инициированы политической верхушкой, которая боялась угасания чтения как источника поддержания социальных устоев общества, и культурной элитой, которая из гуманитарных, гуманистических соображений это все продвигала. Эти программы доказали свою эффективность, в частности, благодаря тому, что они адресовались не вообще всему населению (среднюю температуру по больнице трудно лечить), а разным социокультурным группам, и направлены были на стимулирование чтения с учетом познавательных интересов и культурных запросов, с учетом уровня образования и экономических возможностей по их поддержке.

Должны формироваться адресные программы. Какие целевые группы в России? В России иные целевые группы, в отличие от Франции и Англии, где акцент делался на людей, сидящих в тюрьмах, на мигрантах, — они приехали в Англию, не знают английского языка, истории, традиций, культуры, их надо интегрировать в общество. Это сравнительно небольшие социальные группы. В России такой группой является фактически все население. И сегодня, главная задача заключается в том, чтобы: а) привить молодежи потребность в чтении и вернуть в чтение огромные пласты населения, которые за последние 10 лет выпали из него; б) создать населению условия доступности книг, потому что сегодня 90% литературы, которая издается в Москве и Санкт-Петербурге, не попадает на территорию субъектов Федерации даже в единственном экземпляре. В головных библиотеках провинции нет огромного количества источников, которые несут социально важное, жизненно необходимое знание. В том числе знание о том, как в России идут преобразования.

Возьмем чисто российское заблуждение — в России чтение связывается преимущественно с чтением художественной литературы. При этом забывают о политической, экономической, социологической, культурологической, другой литературе, которую сегодня в первую очередь необходимо осваивать, потому что она формирует новую картину мира, а не только дает литературную зарисовку к этой жизни, к этим тенденциям. Да, чтение еще связывается с чтением книг, забывая, что есть журналы, газеты, Интернет. И с помощью Интернета сегодня молодежь вовлекается в чтение, особенно молодежь образованная. Забывается о том, что чтение абсолютно необходимо для нормального развития политической жизни, потому что именно чтение вооружают профессиональных политиков знаниями, какие социально приемлемые решения они могут принимать, чтобы общество их не отторгало, чтобы шло какое-то развитие. А простых людей, — нас, не политиков, чтение вооружает средствами распознавания манипуляторских усилий со стороны политиков. Если не читать, то вы не разберетесь в этом языке, в этих кодах, на котором они общаются между собой. В экономической области только чтение обеспечивает углубленное понимание тенденций экономического развития и их последствий. В правовой области чтение обеспечивает кумуляцию правового опыта, который порождается обществом, и дает доступ к этому правовому опыту, когда нам это необходимо. Не говоря уже о том, что чтение для образования — это трансляция общеобязательных социальных знаний и сведений.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, чтение необходимо для того, чтобы принимать верные решения, — как на уровне федеральных, региональных и муниципальных властей, так и на уровне общественных организаций и учреждений. Чтение необходимо для развития интеллектуального потенциала человека и общества, чтение необходимо для того, чтобы повысить качество культурной активности граждан. Второй аспект проблемы заключается в том, что необходимо осваивать современные социально необходимые знания, а доступа к этому знанию нет, поскольку разрушены каналы распространения книг и периодики, Интернетом пользуются только 15% населения страны, целые пласты литературы не доступны большинству населения, библиотеки почти не комплектуются. Если посмотреть, что происходит с библиотеками, то увидим: полстраны минимум живет в зоне информационной изоляции от современных достижений мировой мысли, цивилизации. Надо иметь доступ к информации в любых формах, а доступа нет.

Наша программа направлена на комплексное решение всех этих проблем. Есть у нас и ресурсы для их решения, — это сеть библиотек, и сеть школ, много издательств хороших, много прекрасных магазинов, и есть не до конца утраченные в обществе представления о престиже чтения, есть люди, которые готовы работать в этом направлении. Важно объединить эти разрозненные ресурсы в рамки единой программы. И очень важно программу реализовывать дифференцированно, по типам регионов — продвинутый регион, депрессивный регион, регион с зонами роста, регион с точками роста; по группам населения — богатые, бедные; по типам образованности; по типам поселений — мегаполис, средний город, крупный город, село; по типам печатных изданий — книги, газеты, журналы, Интернет, по типам институтов — библиотеки могут сделать одно, образование может сделать другое, книгоиздание может сделать третье, книготорговля — четвертое, власти — пятое. Важно все это, постепенно стимулируя различных потенциальных участников, которые могут изменить ситуацию к лучшему, объединить, вооружить их ресурсами и знаниями. Сегодня и с тем и с другим обстоит дело плохо. Но есть надежда, что все-таки изменится в лучшую сторону.